flexsmm

История школы

История школы  обучения грамоте

      В 1903-1904 годах в деревне начали обучать крестьян грамоте, хотя и таковых, как школа, здесь не было. Как помещения для учебы использовали дома крестьян Самуила Иванча, Моисея Иванча, Трифона Дмитриевича, Хрисан Алексеевича и других.Когда была открытая маленькая школа, здесь первым учениками были Егор Прокофьевич, Абрам Артемьевич, Моисей Кузьмич, Дмитрий Яковлевич. Причем в одном помещении учились ученики нескольких классов. Например, в доме Трифона Дмитриевича (дом достаточно большой, светлый) учились ученики со 2-го по 4-й класс в количестве 30-40 ребятишек.Первая официальная школа была открыта в 1922-24 гг. в пятистенном доме дьякона из Высоковской церкви. После нескольких лет учебы в этой школе в деревне появились достаточно грамотные по тем временам люди. Из них Левентий Михайлович, Ефим Зиновьевич, Иван Кузьмич и другие. Из них Никифор Алексеевич, как наиболее грамотный, впоследствии работал на ответственных работах. Например, секретарем с/совета, председателем сельсовета, секретарем партийной ячейки, казначеем в Высокоском Земстве. Остальные «грамотные» каких-либо заметных должностей никогда не занимали. После того, как дом дьякона пришел в негодность, государство выделило средства для строительства новой школы. Все это по ходатайству Степана Ефимовича, работавшего в то время в сельском совете. Первым зав. школой – четырехлеткой был Яков Ефимович. Эту школу ввели в строй в 1935-36 годах. Впоследствии была уже построена семилетка между двумя деревнями Челкумагами и Средние Кибечи. Ученик этой школы Ефимов Анатолий Ильич впоследствии выучился на кандидата педагогических наук. Новую школу семилетку строили жители в основном 3-х Кибеч. Возили на лошадях бревна, плотники помогали делать деревянный сруб и т.д.

      Железную дорогу, которя проходит рядом с деревней  построили в 1899-93 годах. Наш век- это век техники.. В 1910 году уже начали появляться автомашины. В 1915 году через нашу деревню проехала легковая автомашина в сторону села Высоковка. Жители тогда говорили, что автомашина появилась из Казани и проехала в г. Цивильск. Чтобы полюбоваться автомашиной жители побросали свои дела, и вышли на дорогу, однако, они увидели пыль и хвост автомашины.Некоторые даже из-за любопытства трогали руками следы автомашины, оставленные на дороге. В 1916 году в небе стали появляться самолеты. Были случаи, во время уборки урожаи серпами, когда бабы испугались гула самолета и появления на небе чудо - машины, прятались кто куда: под солому, телега, под снопы, уложенные для сушки и т.д. А когда впервые появились паровозы на железной дороге, тоже местные жители пришли смотреть технику, но когда паровоз первый громкий гудок (сигнал), все жители от испуга разбежались по домам.

     В деревне грамотных крестьян было мало. Однако, кое-кто умел пользоваться планами земельных участков крестьян, указанных в картографии местности. В нашей деревне владеющим такими картами был единственный Трифон Петрович, которого в деревне называли по прозвищу «Левша». По всему «Левша», используя свои знания, иногда допускал нежелательные для темных крестьян поступки (отмеривал земельные участки кому больше, а кому меньше гектаров и соток). Участки земельные отмеривали в зависимости от количества едоков в семье крестьянина. В последствии обязанности землемера выполняли жители деревни Иван Никитич (по прозвищу «Тахмас»), после него – Уничем Васильевич. Однако, с 1904 года, когда в деревне появились несколько наиболее грамотных крестьян, пользоваться земельными картами прекратили.

 

 Источник: Рукописная книга "Размышления в одиночку". Автор- полковник в отставке Михайлов Андрей Михайлович, уроженец деревни Челкумаги.

Дата последнего обновления:

-->Праздники России

 

баннер

Школьные новости

Новости нашей школы